понедельник, 1 апреля 2019 г.

Развитие грамматического строя речи у дошкольников

Девочка играет с фигурками животных
Развитие речи — одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребёнка 3-го жизни. Речь детей 2-3 лет необходимо развивать как средство общения, создавать условия, при которых они могут устанавливать контакты и добиваться своей цели путём словесного обращения к взрослому или сверстнику. Важно обогащать пассивный и активный словарь ребёнка, используя существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги.

Для этого педагогу необходимо:
— внимательно и заинтересованно выслушивать каждого ребёнка;
— много говорить самому;
— вовлекать детей в разговор на определённую тему;
— помогать ребёнку вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.

Доброжелательность и внимание воспитателя совершат чудо: малыш постарается подольше удержать вас около себя, используя слово. Подражанию воспитателю, носителю речевой культуры и литературного языка — важнейшее условие речевого развития детей.

К четырём годам ребёнок осваивает основные формы грамматической системы языка, речь становится для него полноценным средством общения.

Одновременно наблюдаются многочисленные лексические ошибки, неправильное согласование слов в предложении, отсутствие некоторых грамматических категорий. Необходимо подсказывать детям, как правильно произносить то или иное слово; повторять предложение, исправив нарушенное ребёнком согласование. Не следует заставлять его произносить слово (предложение), чтобы исправить ошибку.

Пятый год жизни — период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга. Ребёнок старше четырёх с половиной лет сопровождает речью каждое второе (бытовое, игровое) действие.

Педагогам необходимо серьёзно и уважительно относиться к любым высказываниям детей. Они очень эмоционально реагируют на отрицательную оценку, так как не видят оснований для неё. Дети этого возраста проявляют интерес к тому, как предметы расположены относительно друг друга; употребляют предлоги (в, на, над, под, за, из-за, из-под, около, между) и наречия (рядом, близко, сбоку, слева, сзади и т. д.); активно используют в речи существительные, обозначающие родовые и видовые понятия (посуда, одежда, обувь; цветы — садовые, луговые; животные — дикие, домашние и т. д.); пытаются отражать в речи взаимоотношения людей и их эмоции; используя аналогии, дети легко усваивают способы образования существительных (при помощи суффиксов), глаголов (с помощью приставок).

В «программе» в разделе «Грамматический строй речи» указано, на что следует обращать внимание, планируя работу по развитию речи детей 5-го года жизни (предоставлять возможность активно экспериментировать со словом, учить согласовывать слова в предложении, употреблять формы повелительного наклонения глаголов и т. д.) Ориентируясь на это, следует подбирать дидактические игры и упражнения, вводить их в структуру занятия, повторять речевой материал, усложнять его, предлагая новый.

Особое место среди упражнений занимают составленные воспитателем и детьми нелепицы: «Вот это да!» («Весной у животных появились детёныши: у слона — лисёнок, у лисы -ежонок…») Взрослый предлагает детям продолжить рассказ: «Кто как кричит?» (И попали мы в дивную страну. Там слоны мяукают, лягушки кукарекают и т. д.); «Что на свете не бывает?» (рыбы летают, петухи выводят цыплят, мыши охотятся на кошек и т. д.). С помощью указанных упражнений дети осваивают и морфологические средства языка. При этом необходимо обращать их внимание на звучание грамматической формы, звуковое оформление той или иной грамматической категории. 

Этим требованиям отвечают следующие упражнения:
— образовать однокоренные слова (кот — коток — Котофеевич);
— по аналогии образовать существительные и прилагательные (сахарница — сухарница, ушастый — глазастый — рукастый);
— правильно употреблять несклоняемые имена существительные;
— сравнительную степень имён прилагательных (чистый — чище, сладкий — слаще).



Интернет - источник: http://www.detsad24-viselki.ru










Комментариев нет:

Отправить комментарий