Советы дефектолога

Развитие связной речи в семье


Мама разговаривает с дочкой
Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Плохоговорящие дети, осознав свой недостаток, становятся молчаливым, застенчивым, нерешительным, затрудняются в общении с другими людьми.


Развитие речи детей: игры и игровые упражнения в  домашних условиях


Игры на кухне
Одним из условий нормального развития ребенка и его успешного в дальнейшем обучения в школе является правильное формирование речи в дошкольном возрасте. Любое, даже незначительное нарушение отражается на поведении ребенка, на его деятельности. Необходимо работать над развитием всех сторон речи, решая задачи формирования правильного произношения, развития грамматически правильной, связной речи.


Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста


Дети удивлены
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и добрые знакомые. Любую из них можно безошибочно узнать «в лицо», при встрече не спутав ни со скороговоркой, ни со считалочкой.


Воспитание звуковой культуры речи в домашних условиях


Родители читают ребёнку книгу
При решении многих задач воспитания звуковой культуры речи в детском саду ведущими являются фронтальные формы работы с детьми в непосредственной образовательной деятельности. Но в силу разных причин некоторые дети плохо усваивают материал, неправильно произносят звуки или вовсе их пропускают. В этом случае необходима, среди прочих, помощь родителей, как закрепляющий и упражняющий фактор.


Речь воспитателя - образец для детей


Воспитатель проводит занятие
Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструментом, воздействующим на ребенка, помогающим установить с ним контакт. Не стоит, очевидно, доказывать, что речь воспитателя должна быть правильной, в меру эмоциональной и доходчивой.


Развитие речи детей младшего дошкольного возраста


На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок учится сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения. Она становится более осмысленной и выразительной.


Короткая уздечка языка у ребенка


Короткая уздечка языка
Короткая уздечка языка у ребенка – укороченная подъязычная связка, препятствующая полному объему движений языка в ротовой полости. Короткая уздечка языка у ребенка нарушает функцию сосания, мешает формированию правильного звукопроизношения, способствует смещению зубных рядов, формированию неправильного прикуса, гингивита, пародонтита и пр. Короткая уздечка языка у ребенка выявляется при визуальном осмотре полости рта. Возможно два пути лечения короткой уздечки языка у ребенка – консервативный (растяжение связки посредством артикуляционной гимнастики) и хирургический (френулотомия).


Развитие грамматического строя речи у дошкольников


Девочка играет с фигурками животных
Развитие речи — одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребёнка 3-го жизни. Речь детей 2-3 лет необходимо развивать как средство общения, создавать условия, при которых они могут устанавливать контакты и добиваться своей цели путём словесного обращения к взрослому или сверстнику. Важно обогащать пассивный и активный словарь ребёнка, используя существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги.


Логопедическая работа с детьми в летний период


Ребёнок показывает пальцем букву в книге
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.

Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад.


Проблемы развития речи детей 6-7 лет


Дети 6-7 лет общаются в игре
Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать свои мысли. Речь различают двух видов: внутренняя и внешняя. Внутренняя речь - то, что мы произносим в своих мыслях. Внешняя речь делится на диалогическую, эгоцентрическую, письменную и монологическую.

Главной потребностью и функцией – является для нас речь. Этим мы отличаемся от животных. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность.


Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников


Педагог и дети на занятии
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.


Развитие диалогической и монологической речи у детей


Наша речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.

Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.


Познавательная активность. Как думает ребёнок?


Любая деятельность включает в себя сложные психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие её компоненты. Для того, чтобы удовлетворять свои потребности общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. 


Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений


Дети дуют в трубочки
Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов.


Пальчиковые игры на кухне


Чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром. Хорошо развитая тонкая моторика не только готовит руку ребенка к письму, но и способствует развитию его речи.

Понимая это, родители стараются развивать тонкую моторику ребенка: покупают ему разные пособия – раскраски, штриховки, обводилки – и усаживают его за стол, чтобы он ими занимался. А сами – бегом на кухню, заниматься готовкой, ибо времени на то, чтобы сидеть с ребенком и следить за тем, чтобы он делал все правильно и по образцу, катастрофически не хватает.


Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста


Мальчик с балалайкой на лошадке
Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшийся и впитавший в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Они, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.


Речевые звуки. Артикуляционный уклад


Звуки речи
Звyк речи – это элемент произносимой речи, образуемый речевыми органами. Звук является самой малой единицей языка. Звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные звуки — это звуки речи, при образовании которых воздушная струя свободно проходит через голосовые связки, они состоят в основном из голосового тона при полном отсутствии шума.

В зависимости от того, падает на гласную в слове ударение или нет, все гласные звуки делятся на ударные (характеризуются полным произношением) и безударные (редуцированные) звуки.


Артикуляционная гимнастика и правильная речь


Взрослый занимается с ребёнком
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности.  Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.


Специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности


Ребёнок показывает рукой в сторону
Часто родители жалуются логопеду на то, что «ребенок все знает, все понимает, но упорно молчит». «Не хочет говорить» - родительское оправдание молчания ребенка. Или «не считает нужным говорить со мной, просить о чем-либо».
После диагностики речевого и интеллектуального развития ребенка-молчуна и выяснения того, что причиной «упорного» молчания ребенка не является какое-либо нарушение познавательной сферы, алалия или тугоухость, я даю родителям один простой, но тем не менее самый важный совет: с ребенком нужно разговаривать.


Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста


Речевая функция, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание и т. д.), формируется у ребёнка постепенно, начиная с внутриутробного периода, и процесс этот не всегда протекает гладко.

Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию.


Речевое развитие ребёнка третьего, четвёртого года жизни


Дети подняли руки
В этом возрасте малыши уже научились логически мыслить и делать собственные выводы о предметах, с которыми познакомились в процессе игровой деятельности. Главной особенностью развития речи 3-4-летних детей является способность активному общению с людьми. Они говорят даже тогда, когда им сложно выговаривать предложения, состоящие из длинных конструкций.

Трудности с произношением слов (гласных, шипящих звуков) присущи многим детям данного возраста, поэтому не считаются отклонением от общепринятых медицинских норм. Однако если есть подозрения, что речевые навыки нарушены, тогда нужно проконсультироваться у детского педиатра или логопеда.


Как научить малыша говорить правильно? Речевое развитие ребёнка третьего, четвёртого года жизни


Девочка пускает пузыри
Даже когда с малышом 3 лет все в порядке, его словарный запас нужно развивать постоянно. Для коррекции речи ребенка желательно привлечь логопеда, который подберет правильную методику обучения, учитывая его индивидуальные особенности. Такие тренинги способствуют логическому мышлению и улучшению артикуляции.
Речевое развитие детишек в три года протекает в динамической форме. В этот период очень важно соблюдать предельную осторожность, не спешить усложнять занятия и вскоре проблемы развития речи у вашего ребенка останутся позади.


Упражняемся с помощью игр. Речевое развитие ребёнка третьего, четвёртого года жизни


Дети и кот
Всем известно, что игры и игрушки являются интересным и увлекательным видом деятельности для многих детей. С помощью «забав» маленький дошкольник тренирует память, внимание и учится логически мыслить. В процессе игровых занятий ребенок даже не замечает, как самостоятельно развивает речь, обогащая ее новыми, более сложными словоформами. Плюсом будет, если родители 2-3 годовалого малыша будут ему помогать в освоении лексического богатства. Хорошим примером может послужить: чтение книжек, разучивание стихов либо песен из мультфильмов.


Речевое развитие ребёнка пятого, шестого года жизни


Мама читает книгу сыну
Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды.
Дети этого возраста любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной деятельности. В связи с этим значительно увеличиваются их речевые возможности, расширяется словарный запас, речь становится грамматически оформленной и содержательной. 


Речевое развитие ребёнка седьмого года жизни


Старшие дошкольники
Развитие речи детей формируется под влиянием взрослых. Многое зависит от культуры окружающих людей, от того, насколько умело они пользуются разными формами и категориями слов. Очень важно своевременно указывать малышу на его ошибки, но делать это необходимо максимально тактично.
Седьмой год жизни характеризуется тем, что речь в этот период становится максимально точной, логичной и правильной. Кроме использования в беседе простых и сложных предложений всевозможных типов и форм, дети уже вставляют в них причастные и деепричастные обороты. На вопросы отвечают развернутыми фразами, пользуются сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Ребёнок может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Он может фантазировать, сочинять сказки.


Этапы работы по коррекции звукопроизношения


Артикулема звука
Подготовительный этап
Артикуляция
Совокупность движений и положений органов речи - губ, языка и т.п., необходимая для образования звуков, характерных для определенного языка (в лингвистике).
Выработка правильной артикуляции нарушенного звука возможна при наличии хорошо сформированной артикуляционной моторики, т.е. умении управлять органами речи и речевым дыханием. Необходимо научиться напрягать и расслаблять язык, удерживать его в нужном положении, направлять в нужное русло воздушную струю, координировать согласованную работу различных органов артикуляции.


Сказкотерапия в образовательной деятельности по речевому развитию


Сказочный дворец
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики.


Аутизм - что это?


Аутизм
Жить и воспитывать ребенка с аутизмом — это сродни тому, как изучать новый иностранный язык. Пока мы не приложим усилий для изучения этого нового и непонятного нам языка, мы не сможем читать, писать и, что самое важное, общаться на нем с людьми другой страны, культуры, т.е. пока мы не познакомимся с основными трудностями наших детей, мы не сможем наладить с ними взаимодействия.
Для того чтобы учить чужой язык, нам необходимо хотя бы в минимальной степени владеть своим. Таким образом, для того чтобы научиться влиять на поведение ребенка с аутизмом, нам нужно знать свое поведение и то, чего конкретно мы хотим от общения с нашим ребенком в каждом конкретном случае.


Вопросы прогноза или от чего зависит будущее ребенка с аутизмом?


Аутизм - не приговор
Цель помощи детям с аутизмом: добиться максимального уровня социальной адаптации ребенка, повышения уровня качества его жизни, максимальной возможности реализации себя как члена семьи, а позже — как полноправного члена общества.
Возможность достижения этой цели определяется многими факторами, основные из которых:
1. Тяжесть и глубина аутистических расстройств.


Краткий портрет ребенка с аутизмом


Ребёнок за стеклом
Аутизм — это нарушение психического развития, связанное с утратой потребности в общении.
Ребенок с аутизмом:
  • избегает прямого зрительного контакта или словно «смотрит сквозь»;


Нужен ли детский сад аутичному ребенку?


Собирают пазл
Часто можно слышать от родителей фразу: «Нам сказали, что нужно срочно отдавать моего ребенка в детский коллектив, чтобы он научился общаться с детьми».
Для того, чтобы этот совет стал действительно полезным для развития аутичного ребенка, нужно чтобы следующие условия каким-то образом сошлись воедино:


Общие рекомендации для родителей по развитию навыков эффективного общения с аутичным ребенком


Ребёнок с семьёй
Самое главное достижение для родителей, после чего ситуация определенно начнет изменяться в лучшую сторону — это осознание того, что «от моего поведения зависит поведение моего ребенка». Родитель, который начинает активно исследовать свое общение, свои способы взаимодействия с ребенком разрывает ставшие привычными узы повседневных проблем, перестает двигаться по течению и получает возможность влиять на ход событий.


Развитие связной речи в процессе общения, игры


Родители читают детям
В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.

Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребёнок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь даёт ребёнку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.


Массаж ладоней и пальцев рук ребёнка массажным мячиком


Мячи Су-Джок
Каждый ребенок с раннего возраста должен быть знаком массажным мячиком су–джок, который используется в профилактических и коррекционных целях, предназначен для массажа рефлексотерапии в работе с детьми любого возраста.
Массажный мячик – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.


Фонематический слух - что это? Как формировать?


Ребёнок прислушивается
Умение различать, анализировать и синтезировать звуки речи (или, говоря научным языком, фонематический слух) является основой основ. При несформированной этой способности ребенок не понимает смысла сказанного, слыша не совсем то, что прозвучало на самом деле. 

Позже он продолжает путать близкие по звучанию звуки при их звуковом воспроизведении и буквенной записи, и в итоге чувствует себя немного иностранцем в родной языковой среде.
Дальше »


Интерактивные игры в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи


Интерактивные игры
Современный ребёнок с рождения окружён насыщенной медиасредой. Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимают всё большее место в досуговой деятельности дошкольников, накладывая определённый отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности.
Дальше »