понедельник, 26 августа 2019 г.

Особенности речевого развития детей 5 - 6 лет

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. 
 
ЛЕКСИКА 
В речи ребенка этого возраста появляются собирательные существительные. (Существительные обозначающие совокупность лиц, предметов, явлений как единство, как одно неделимое целое. 
Они не могут употребляться во множественном числе.) Например: родня, детвора, листва, бельё и пр.) 

Ребенок вводит в речь прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов (деревянный, замёрзший...), а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный...). Дети шестого года жизни владеют обобщающими понятиями. Например: «транспорт», указывая, что транспорт бывает воздушный (самолет, вертолет...), водный (катер, паром...), наземный (автобус, поезд...), подземный (метро). 
 
Имеют представление 
 - о сезонных изменениях в природе; 
 - о выращивании овощей и фруктов; 
 - о лесных ягодах и грибах; 
 - о хищных и травоядных, домашних и диких животных;  
- о насекомых и птицах, рыбах. 

Ориентируются в пространстве (право, лево, сзади...) и времени (вчера, сегодня, ночью...). 

Знают 
 - названия месяцев, дней недели, части суток; 
 - название своей страны и столицы государства; 
 - географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес; 
 - правила дорожного движения для пешеходов. 

 ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ 
 Ребенок 
 - правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги (из, из-под...); 
 - правильно изменяет имена существительные по числам и падежам; 
 - правильно согласовывает в речи существительные с числительными (пять ложек, пять яблок, груш, конфет); 
 - согласовывает прилагательные с именами существительными в роде числе и падеже (море синее, стулья деревянные, кукле новой);
 - образовывает притяжательные прилагательные (медвежья, собачьи, папин...); 
 - правильно по смыслу применяет все части речи. 

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ 
На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений. То есть владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической. 

В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы. 

К концу дошкольного периода дети владеют развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. 

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ 
Пятилетние дети воспроизводят слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого–то и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых для них слов. Достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного «поучить» его правильно произносить слово, и малыш быстро введет это новое слово в самостоятельную речь. 

Бурное речевое развитие детей в этом возрасте базируется на готовности артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк, мягкого неба, нижней челюсти) к производству полноценных звуков речи. 

К шести годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно или неверно. 

От того, как вы будете разговаривать с ребенком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи вашего малыша. Поправляя ошибки в его речи (в звукопроизношении, в грамматическом оформлении словосочетаний, предложений) вы заботитесь о его интеллектуальном развитии. Так как правильно оформленная, красивая, чисто звучащая речь является не только средством общения, но и орудием мышления.

Источник: https://nsportal.ru/

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий