понедельник, 7 сентября 2020 г.

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений

Дети дуют в трубочки
Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов. 

Логопедическая практика показывает, что речевые нарушения у детей дошкольного возраста становятся все более сложными. В норме речевое дыхание окончательно формируется у детей к 10- летнему возрасту произвольно. Речевое дыхание у таких детей развивается по мере становления речевой функции. 

Важная закономерность! В норме ребенок на выдохе произносит такое количество слов, сколько ему лет. Столько же минут длится и коррекционная деятельность по формированию речевого дыхания. 

Речевое дыхание у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями характеризуется: 
– малым объемом легких; 
– слабой дыхательной мускулатурой; 
– слабым вдохом и выдохом, что ведет к тихой, едва слышной речи (часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных); 
– неэкономным и неравномерным распределением выдыхаемого воздуха (в результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом, нередко из-за этого он не договаривает конец слова или фразы); 
– неумелым распределением дыхания по словам (ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой — (вдох) — дем гулять); 
– торопливым произнесением фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием»; 
– слабым выдохом или неправильно направленной выдыхаемой воздушной струей, которая, в свою очередь, приводит к искажению звуков. 

Правильно сформированное речевое дыхание у дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает быстрое усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику. 

Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики: 
– проводить дыхательные упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке; 
– коррекционно-развивающую деятельность проводить до еды; 
– заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде; 
– воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать; 
– выдох должен быть длительным, плавным; 
– необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями); 
– в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота; 
– дыхательные упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя; 
– достаточно трех-пяти повторений. 

Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции

Работа по формированию правильного речевого дыхания проводится в определённой последовательности: 
1 этап: формирование диафрагмального дыхания (упражнение «Удержи игрушку». Дети, лёжа на ковре, глубоко вдыхают — при этом животик надувается, затем выдыхают — животик втягивается). 
2 этап: обучение детей умению дифференцировать вдох и выдох через нос и рот (по схеме), сидя, стоя рука на животике. 
3 этап: формируем целенаправленную воздушную струю, вырабатываем сильный плавный удлинённый выдох. Для развития дыхания ребенка используются дыхательные игры: сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки; дуть на легкие шарики, карандаши, свечи, на плавающих в тазу уточек, кораблики, на всевозможные вертушки; надувать надувные игрушки, воздушные шары, пускать мыльные пузыри; поддувать вверх пушинку, ватку. 
4 этап: развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность. Регуляция дыхательного ритма. 
Начинать с пропевания гласных звуков: 
– на выдохе один звук (а, у, о);
– на выдохе два звука (ау, уа); 
– проговаривание на одном выдохе слова, простого предложения (Это кукла. Это собака.); 
– постепенно удлиняем фразу, добавляя новые слова. 

Развитие и воспитание речевого дыхания тесным образом связаны с развитием и воспитанием голоса. Многие упражнения по развитию речевого дыхания (например, «Покажи, как гудит паровоз», «Как плачет малыш» и другие) развивают и голос. Игровые упражнения для развития голоса проводятся на хорошо знакомых детям звукоподражаниях: вой волка — у-у-у-у, ауканье в лесу — ау-ау-ау. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов. 

Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста позволяет: 
1. Сократить время для постановки и автоматизации речевых звуков. 
2. Увеличить количество произнесенных слов на выдохе. 
3. Выработать четкую и внятную речь. 
4.Достичь координации дыхания, речи и движений. 
5.Повысить эффективность коррекции звукопроизношения. 
Источник: https://moluch.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий