среда, 2 декабря 2020 г.

Методы и приемы развития фонематического восприятия и формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Звуки и буквы
Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. 

Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. 

В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. 

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и то же, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). 

А звуковой анализ – это операция мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звуко-комплексов, сочетаний звуков, слогов, слов. 
Фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует. 

Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, а звуковой анализ – вторая. 

Фонематическое восприятие формируется в период от 1года до 4-х лет, а звуковой анализ в более позднем возрасте (после 4-х лет). 

И, наконец, фонематическое восприятие – это способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, а звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме. 

В формировании фонематического восприятия можно выделить 5 ступеней (от простого к более сложному). 
1. Узнавание неречевых звуков. 
2. Различение одинаковых звуко-комплексов по высоте, силе и тембру голоса. 
3. Различение слов, близких по звуковому составу. 
4. Дифференциация слогов. 
5. Дифференциация фонем. 

Прежде чем начинать работу по развитию фонематического восприятия у ребенка, необходимо установить уровень его фонематического восприятия и потом уже работу осуществлять снизу вверх , от простого к сложному. 

На этом этапе работы впервые для дошкольников речь из средства общения превращается в объект познания (изучения) и анализа. 

Они начинают получать знания об основных законах речи: 
  • речь состоит из слов; 
  • слов много, и они называют предметы, их признаки, действия предметов и с предметами; 
  • слова имеют протяженность (бывают длинными и короткими); 
  • слова звучат, они состоят из звуков; 
  • слово линейно (звуки в нем идут друг за другом); 
  • из слов можно составлять предложения; 
  • звуки в словах произносятся по-разному (одни можно потянуть, а другие произносятся коротко) 
Сформировать у детей ясную картину о строении речи бывает крайне трудно. Многие затрудняются в усвоении отвлеченных терминов СЛОВО, ЗВУК, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, СЛОГ, путаются в их определении, не различают, какой речевой отрезок они услышали: слово или предложение, слово или звук, слово или часть слова, слог? Затрудняются выполнить задания типа: Скажи мне слово, скажи звук, придумай предложение. 

Прежде всего, при обучении детей звуковому необходимо дать детям представление о значении отвлеченных терминов СЛОВО и ЗВУК. Здесь важно найти нужные слова, нужную схему объяснения этих терминов и этих понятий. 

При знакомстве детей с термином СЛОВО, можно объяснить так: «Посмотрите, вокруг нас много разных предметов, каждый предмет мы можем назвать. Когда мы называем предмет, мы произносим СЛОВО. С этого момента термин слово произношу утрированно, выделяя голосом, делая акцент на нем. 

О словах – действиях рассказываем так: «Каждый предмет может выполнять различные действия, и, когда мы рассказываем о том, что делает предмет, мы тоже произносим СЛОВА». 

О словах – признаках объясняем так: «Когда мы рассказываем о том, КАКОЙ предмет, мы тоже произносим СЛОВА». 

При самом первом объяснении термина СЛОВО, вводим условное обозначение слова. Объясняем детям, что любое названное слово мы будем обозначать прямоугольной полоской. И когда в игровых упражнениях дети называют слова, то на каждое названное слово кладём полоску. Выкладываем полоски сверху вниз, так как это слова. Повторно называя слова, ведём указкой под каждой полоской слева направо и произносим слово. Тем самым привлекаем внимание к линейной протяженности слова слева – направо, что в дальнейшем поможет определять позиции звуков в слове, а так же выполнить звуковой анализ слова. 

К термину ЗВУК поступаем следующим образом: идём от неречевых звуков, говорю: «Вокруг нас много разных предметов и каждый из них может звучать, издавать свой ЗВУК. Послушайте, как звучат некоторые предметы. Производим действия с разными предметами: стучим по стакану, кубиком о кубик, переливаем воду, режем бумагу, мнём бумагу и т.д.. 

В это же время привлекаем внимание детей к такой особенности слова, как длительность звучания (короткие и длинные слова). Короткое слово имеет мало звуков, поэтому произносится быстро, а длинное имеет много звуков, поэтому произносится дольше. Измеряем слова разведением рук в стороны или показываем количество открытых кружочков или бусинок. 

Следующая ступенька в освоении детьми знаний о звуковой стороне слова – ознакомление со звуками слова и овладение умением выделять, вычленять отдельные звуки в слове, определять место звука в слове и последовательность звуков в слове. Сначала необходимо научить определять наличие или отсутствие какого либо звука в слове. На первых порах изучаемый звук произносим утрированно. Этому же учим детей. Это не так – то просто. 

Для дифференциации звуков по твердости – мягкости я так же используем символы, только для обозначения мягких вариантов звуков (маленьких братцев) рисуем маленький предмет, аналог твердого звука. 

Определение места звука в слове дается детям с большим трудом. Объяснение по формированию этого умения привязываю к символу слова – прямоугольной полоске. После этого можно начинать учить детей определять последовательность звуков в слове. На первых порах необходима помощь в виде картинки – схемы. На ней помещается рисунок – предмет, название которого ребенок должен разобрать, и ряд клеточек, которые показывают количество звуков в данном слове. Надо уделить самое пристальное внимание обучению детей последовательному интонационному выделению звуков в слове в соответствии с движением указки под схемой. Хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове, когда ребенок последовательно движется от первого звука к последнему, является основой будущего грамотного письма. 

Так же при проведении звукового анализа необходимо следить за тем, чтобы дети после интонационного выделения звука в слове могли изолированно назвать его так, как он звучит в слове. Главное в этой работе заключается в том, чтобы дети осознали принцип слогового строения слова: слоги в слове расположены, как и звуки, последовательно друг за другом (вначале первый, за ним второй, третий); что слоги в слове звучат по-разному, неодинаково: один из них произносится немного более протяжно, громче, слышится лучше – это ударный слог. Термин слог на первых порах заменяется на выражение «часть слова». 

Чтобы правильно получилось, можно в это время хлопать в ладоши, или шагать, или стучать по столу. Можно посчитать, сколько частей в слове. Называем слова, дети считают. После этого знакомим детей с ударением. Вычленение ударения – необходимый этап в работе по обучению детей слоговому анализу. Объясняем, что в каждом слове одна из частей всегда произносится громче, протяжнее, чем все остальные. Голосок как бы ударяется о нее. И мы говорим, что эта часть под ударением. Далее пробуем узнать, какая часть слова в названных словах стоит под ударением. Наблюдаем за тем, как меняется смысл слова от неправильного ударения. 

На всех этапах работы по обучению звуковому анализу слова необходимо учить осмысленному употреблению терминов: звук, слово, часть слова, предложение. 

Источник: https://sad60.vsevobr.ru


Комментариев нет:

Отправить комментарий