Речевая функция, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание и т. д.), формируется у ребёнка постепенно, начиная с внутриутробного периода, и процесс этот не всегда протекает гладко.
Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию.
Основные виды речевых нарушений:
- дислалия;
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
- общее недоразвитие речи;
-
заикание.
Дислалия - это нарушение звукопроизношения.
Особенности:
- Хороший словарный запас.
- Правильное построение предложений и согласование слов.
- Дефектное произношение некоторых звуков.
Нарушения звукопроизношения в речи ребёнка могут проявляться по- разному:
- звук отсутствует: ампа (лампа), акета (ракета);
- звук произносится искажённо, т.е. заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка: например, вместо р произносится "горловой"; вместо с - межзубный с;
- звук заменяется звуком, более простым по артикуляции (л -у).
В зависимости от сохранности анатомического строения речевого аппарата выделяют два вида дислалии: функциональную и механическую.
Причины функциональной дислалии:
- общая физическая ослабленность, обусловленная частыми соматическими заболеваниями;
- недостаточная степень развития фонематического слуха;
- неблагоприятные социальные и речевые условия, в которых воспитывается ребёнок;
- двуязычие в семье.
Причины механической дислалии:
- Недостатки строения челюстно-зубной системы:
- Патологические изменения величины и формы языка.
- Неправильное строение твёрдого и мягкого нёба.
- Атипичное строение губ.
а) дефекты в строении зубного ряда (отсутствие передних зубов, редкие передние зубы, двойной ряд зубов);
б) дефекты в строении челюстей:
- прогнатия (верхняя челюсть резко выдвинута вперёд);
- прогения (нижняя челюсть резко выдвинута вперёд);
- передний открытый прикус;
- боковой, двусторонний прикус;
- укороченная или слишком массивная уздечка языка.
Фонетико-фонематическое недоразвитие - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Особенности:
- Недифференцированное произношение пар или групп звуков.В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков.
- Замена одних звуков другими.
- Смешение звуков.
Например, мягкий звук т' произносится вместо звуков с', ч, ш ("тюмка", "тяска", "тяпка" вместо сумка, чашка, шапка).
Обычно звуки, сложные для произнесения заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р., звук ф вместо звука ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д ("табака" вместо собака и т.п.).
Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, "Столял стлогает дошку" вместо Столяр строгает доску.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
Причины общего недоразвития речи:
- различные неблагоприятные воздействия:
- во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз),
- во время родов (родовая травма, асфиксия),
- в первые годы жизни ребёнка.
Особенности:
- Позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам.
- Нарушение звукопроизношения.
- Нарушение фонематического слуха.
- Нарушение лексико-грамматического строя речи: испытывают трудности при словоизменении и словообразовании, неверно строят предложения, неправильно употребляют окончания.
В эту группу попадают и двуязычные дети, у которых ОНР возникает на фоне двуязычия.
Заикание - нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата.
Особенности:
- Вынужденные остановки в речи.
- Повторения отдельных звуков и слогов.
- Добавление перед отдельными словами лишних звуков («а», «и»).
Профилактика заикания:
- речь окружающих должна быть неторопливой, правильной и отчетливой;
- нужно ограничить контакты малыша с заикающимися;
- не допускать скандалов и конфликтов при ребенке;
- избегать психических и физических травм (особенно головы);
- не перегружать ребенка информацией и впечатлениями;
- не опережать развитие ребенка и не пытаться сделать из него вундеркинда;
- не запугивать ребенка страшными сказками;
- не оставлять ребенка в качестве наказания в темном помещении, не бить ребенка;
Любые нарушения речи можно исправить, важно - не упустить время.
Источник: https://nsportal.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий