понедельник, 6 сентября 2021 г.

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста

Речевая функция, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание и т. д.), формируется у ребёнка постепенно, начиная с внутриутробного периода, и процесс этот не всегда протекает гладко.

Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию.

Основные виды речевых нарушений:
  • дислалия;
  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
  • общее недоразвитие речи;
  • заикание.
Дислалия - это нарушение звукопроизношения.
Особенности:
  1. Хороший словарный запас.
  2. Правильное построение предложений и согласование слов.
  3. Дефектное произношение некоторых звуков.
Нарушения звукопроизношения в речи ребёнка могут проявляться по- разному:
  • звук отсутствует: ампа (лампа), акета (ракета);
  • звук произносится искажённо, т.е. заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка: например, вместо р произносится "горловой"; вместо с -  межзубный с;
  • звук заменяется звуком, более простым по артикуляции (л -у).
В зависимости от сохранности анатомического строения речевого аппарата выделяют два вида дислалии: функциональную и механическую.

Причины функциональной дислалии:
  1. общая физическая ослабленность, обусловленная частыми соматическими заболеваниями;
  2. недостаточная степень развития фонематического слуха;
  3. неблагоприятные социальные и речевые условия, в которых воспитывается ребёнок;
  4. двуязычие в семье.
Причины механической дислалии:
  1. Недостатки строения челюстно-зубной системы:
  2. а) дефекты в строении зубного ряда (отсутствие передних зубов, редкие передние зубы, двойной ряд зубов);
    б) дефекты в строении челюстей:
    - прогнатия (верхняя челюсть резко выдвинута вперёд);
    - прогения (нижняя челюсть резко выдвинута вперёд);
    - передний открытый прикус;
    - боковой, двусторонний прикус;
    - укороченная или слишком массивная уздечка языка.
  3. Патологические изменения величины и формы языка.
  4. Неправильное строение твёрдого и мягкого нёба.
  5. Атипичное строение губ.
Фонетико-фонематическое недоразвитие - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Особенности:
  1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков.
    В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков.
  2. Например, мягкий звук т' произносится вместо звуков с', ч, ш ("тюмка", "тяска", "тяпка" вместо сумка, чашка, шапка).
  3. Замена одних звуков другими.
  4. Обычно звуки, сложные для произнесения заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р., звук ф вместо звука ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д ("табака" вместо собака и т.п.).
  5. Смешение звуков.
  6. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, "Столял стлогает дошку" вместо Столяр строгает доску.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Причины общего недоразвития речи:
  • различные неблагоприятные воздействия:
  • во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз),
  • во время родов (родовая травма, асфиксия),
  • в первые годы жизни ребёнка.
Особенности:
  1. Позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам.
  2. Нарушение звукопроизношения.
  3. Нарушение фонематического слуха.
  4. Нарушение лексико-грамматического строя речи: испытывают трудности при словоизменении и словообразовании, неверно строят предложения, неправильно употребляют окончания.
В эту группу попадают и двуязычные дети, у которых ОНР возникает на фоне двуязычия.

Заикание - нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата.

Особенности:
  1. Вынужденные остановки в речи.
  2. Повторения отдельных звуков и слогов.
  3. Добавление перед отдельными словами лишних звуков («а», «и»).
Профилактика заикания:
  • речь окружающих должна быть неторопливой, правильной и отчетливой;
  • нужно ограничить контакты малыша с заикающимися;
  • не допускать скандалов и конфликтов при ребенке;
  • избегать психических и физических травм (особенно головы);
  • не перегружать ребенка информацией и впечатлениями;
  • не опережать развитие ребенка и не пытаться сделать из него вундеркинда;
  • не запугивать ребенка страшными сказками;
  • не оставлять ребенка в качестве наказания в темном помещении, не бить ребенка;

Любые нарушения речи можно исправить, важно - не упустить время.



Источник: https://nsportal.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий