понедельник, 4 апреля 2022 г.

Развитие связной речи в процессе общения, игры

Родители читают детям
В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.

Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребёнок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь даёт ребёнку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности. Именно в дошкольном возрасте речь становится более богатой по своему содержанию и приобретает более сложное строение. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.
 
Игровая деятельность – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности, речи.

По мере развития дошкольника его отношения с взрослыми перестраиваются, его жизнь приобретает все большую самостоятельность. Теперь предметом беседы ребенка и взрослого становится уже не только то, что они оба в данный момент видят и переживают. Например, дома ребенок рассказывает о том, чем он занимался в детском саду, но чего не видели его родные. Прежние средства ситуативной речи не помогают ясности и точности его речи.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной. Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам.

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

Речь детей становится более связной и последовательной, совершенствуется понимание смысловых сторон речи, то есть все те умения, которые необходимы ребенку для развития связной речи.

Однако речь детей отличается подвижностью и неустойчивостью. Они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение, значение слова вызывает у многих детей затруднение.

Дети учатся подбирать слова к заданным словам определения. Учатся понимать смысл загадок и сравнивать предметы. Они учатся подбирать и различать слова близкие и противоположные по смыслу.

Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Дошкольное детство – совершенно своеобразный период развития человека. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребёнка и его отношение к окружающему миру.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Игра — это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию.

Игра необходима ребёнку, как воздух, как вода, как пища для ума и сердца, как действенный и творческий процесс, формирующий интересы ребёнка, созидающий его личность.

На пятом году жизни приобретенный детьми игровой опыт способствует тому, что они начинают проявлять более активный интерес к игровому взаимодействию со сверстниками, стремятся к объединению в играх. 

Говоря о связной речи, хотелось бы упомянуть и про критерии оценки уровня развития связной речи. Критерии определения уровня развития связной речи дошкольников разработаны в многочисленных исследованиях (А. А. Зрожевская, М. Р. Львов, Е. С. Смирнова, О. С. Ушакова, Л. Г. Шадрина). Если обобщить их, то можно представить их так:
  • Соответствие высказывания теме. Раскрытие темы.
  • Наличие четкой структуры высказывания – начало, середина, конец.
  • Использование разнообразных средств связи между предложениями и частями высказывания.
  • Использование средств выразительности: в описаниях – определений, сравнений, метафор; в повествованиях – диалога героев, элементов описания и т. д.
  • Индивидуальность в выборе языковых средств (отсутствие речевых штампов и шаблонов).

Источник: https://sad3.pruzhany.by

Комментариев нет:

Отправить комментарий