пятница, 8 мая 2020 г.

Дифференциация звуков [Л] — [Ль] в предложениях, стихах и текстах

Повторить словосочетания и предложения со звуками [Л] и [Ль]:

- словосочетания
* Холодный лёд, школьный мел, зелёный лук, морская мель, горячий уголёк, мотоцикл с коляской, тихий уголок, солнечная поляна, туалетное мыло, мелкая галька.

* Холодный ключ, лимонная кислота, плавный вальс, книжная полка, лесной ландыш, золотые кольца, весёлая полька, слишком тёплый, вольная волна.


- предложения
* Плывет шлюпка. У Коли лыжи. Поля мыла пол. Стояло тёплое лето. Юля играла с юлой. Алла ела лимоны. Белка живёт в дупле. Клара поймала моль. Корабль сел на мель. Я села и всё съела. Я смотрю в голубую даль.

* Галка прыгала по гальке. Алла и Оля катались на лодке. Голуби влетели в голубятню. Ель поставили в углу комнаты. Через океан плывёт великан. Коля поймал зелёную лягушку. Мне дали отдельную палатку.

* Лена бежала по левой лыжне. Я любовалась белым ландышем. Меня угостили яблоками и клюквой. Голуби любили нашу зелёную улицу. Молодой месяц осветил спящие улицы. Лариса вылепила лукошко из пластилина. Тяжёлые облака устало плывут над землёй. Алла посадила фиалки, а Коля — лилии.


Повтори чистоговорки, скороговорки и пословицы:

И я там был и слушал быль.
Еле – еле Лена ела, есть от лени не хотела.
Не велик соловей, а голосок золотой.


Ла – ла – ла — куча мала.
Ля – ля – ля — во дворце у короля.
Лу – лу – лу — танцую на балу.

Лю – лю – лю — я лимоны куплю.
Лы – лы – лы — деревянные столы.
Ли – ли – ли — мы гулять пошли.

Ул – ул – ул — дайте стул.
Уль – уль – уль — несу я куль.
Ел – ел – ел — он был смел.

Ель – ель – ель — кушайте кисель.
Ал – ал – ал — я упал.
Аль – аль – аль — потерял сандаль.

Ол – ол – ол — как я зол.
Оль – оль – оль — пришёл Поль.
Ыл – ыл – ыл — где я был!
Ыль – ыль – ыль — какая пыль!


Выучить наизусть стихотворения. Чётко проговаривать звуки [Л] и [Ль]:

Ливень льёт! Ливень льёт!
Пляшут капли в лужице,
Плот плывёт! Плот плывёт!
Плот по луже кружится.
Лягушонок влез на плот
И кричит: «Ура! Вперёд!»
Плещут волны! Хлещут волны!
Заливают с головой!
— Что мне волны! Самый полный! —
Не сдаётся рулевой.
— Я на волнах поплыву!
По каналу — и в Москву!
Только ливень всё сильнее.
Только капли всё крупнее.
Хвастунишку не жалея,
Бьют сильнее и больнее!…
Лягушонок в лужу — плюх!
И на землю, под лопух.


Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь —
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
Сделать нам не так уж трудно,
Чтоб на мель не село судно:
Мягкий знак перечеркнуть —
И свободен водный путь.
Корабли плывите смело!
Стала мель кусочком мела.


Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг, приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Весёлая, смешная.
Мне скучно без игрушки —
Любимая была!
Но, всё же, я подружке
Лягушку отдала.


Мягкий знак — хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь —
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.

Сделать нам не так уж трудно,
Чтоб на мель не село судно:
Мягкий знак перечеркнуть —
И свободен водный путь.
Корабли плывите смело!
Стала мель кусочком мела.


Перескажи близко к тексту:

ЛИСА И КОЗЁЛ

Бежала лиса, зазевалась и упала в колодец. Воды в колодце было много. Утонуть нельзя, но и выскочить трудно. Сидит лиса в колодце. Идёт козёл, головой мотает. От нечего делать заглянул в колодец, увидел там лису и спрашивает:
- Что ты там, лисонька, делаешь?
- Отдыхаю, голубчик, — отвечает ему лиса. — Здесь прохладно и воды холодной, сколько хочешь.
А козлу давно пить хотелось.
- Хороша ли вода?
- Отличная, — отвечает лиса. — Чистая, холодная. Прыгай, если хочешь.
Прыгнул козёл в колодец, чуть лису не задавил. А она ему:
- Эх, и прыгнуть не сумел, всю обрызгал.
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога и выскочила из колодца. Чуть не пропал козёл с голоду в колодце. Насилу его отыскали и вытащили.


Источник:http://logopedrunet.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий