понедельник, 6 июня 2022 г.

Фонематический слух - что это? Как формировать?

Ребёнок прислушивается
Умение различать, анализировать и синтезировать звуки речи (или, говоря научным языком, фонематический слух) является основой основ. При несформированной этой способности ребенок не понимает смысла сказанного, слыша не совсем то, что прозвучало на самом деле. 

Позже он продолжает путать близкие по звучанию звуки при их звуковом воспроизведении и буквенной записи, и в итоге чувствует себя немного иностранцем в родной языковой среде.

Обычно к пятилетнему возрасту он уже развит достаточно. Но если были проблемы со здоровьем во время внутриутробного развития и в младенчестве, формирование фонематического слуха задерживается. При этом физиологический слух может быть прекрасно развит. Речь (звукопроизношение) может быть правильной.

Но часто нарушение (недоразвитие) фонематического слуха сопровождается нарушением звукопроизношения. В речи ребенка происходит звукозамена: «шапка» – «хапка», «чашка» – «тяска», «птица» – «пцица» и т. п.

Что происходит в мозге ребенка? Звуковой сигнал подается в первичную, затем вторичную зону (центр Вернике) слуховой коры, распознается, преобразуется в нейронный код. Далее сигнал проходит в речедвигательный центр коры (зону Брока), где подается на артикуляционный аппарат.

Если в начале пути звуковой сигнал воспринят с нарушением, нарушение передается дальше: человек неправильно произносит слово или неправильно его пишет под диктовку.

Именно поэтому развитию фонематического слуха уделяется такое серьезное значение и педагогами, и логопедами. Но нередко вопреки всем стараниям и специалистов, и родителей никаких ощутимых сдвигов не происходит, и ребенок так и не может отличить на слух «мишку» от «мышки» и «шишки».

В этом случае, скорее всего, причина кроется в том, что недостаточно проработан предыдущий - неречевой - этап звукоразличения. Он гораздо более древний по своему происхождению, и именно на него опираются более сложные психические процессы. Как нельзя научиться мыслить и говорить, не научившись воспринимать, так и формирование речи начинается гораздо раньше того момента, когда Вашим ребенком будет произнесена его самая первая фраза. Сначала развивается умение различать бытовые и природные шумы, голоса людей и животных, а также умение соотносить собственно звуки с видом их источников. Не менее важным является развитие чувства ритма.

Это крайне важный этап, и отнестись к неречевому развитию нужно со всей серьезностью и... несерьезностью. Парадоксально? Отнюдь. Ведь мы сейчас, как всегда, когда речь идет об обучении детей, будем играть, а что может быть, одновременно серьезней и несерьезной игры?

«Пошуршим-позвеним»
А теперь перейдем к самому интересному: практике.
Дайте ребенку бумагу и целлофановый пакет-«маечку» - и то и другое шуршит, но совершенно по-разному. Как по-разному будут звучать стеклянный стакан и фаянсовая кружка, если по ним постучать чайной ложкой. Дети очень любят эту игру и с энтузиазмом настоящих ученых начинают пробовать мир «на звук».

После того, как ребенок выучил определенный «звуковой алфавит», пришла пора поиграть в «Угадайку». Этим можно заняться и дома, завязав ребенку глаза и предложив ему угадывать, чем Вы сейчас позвенели-постучали-побулькали, и на улице, вместе «разбирая» городской шум на «запчасти». Начинайте с небольшого количества звуков, постепенно доводя количество предметов, голоса которых ребенок должен удерживать в памяти, до десяти.

Вы думаете, что погремушки - удел исключительно детей первого года жизни? Ничего подобного! Это гениальное изобретение человечества не знает себе равных по многообразию областей применения. И сейчас они будут нам очень кстати.

«Ритм - всему голова»
Как мы говорили выше, ритмические слух и память тоже очень важны в неречевом (а значит, и речевом) развитии. К счастью, игры-упражнения для их развития тоже существуют.

Начать отработку ритмических структур можно с простого упражнения: Вы отстукиваете простейший ритм (например, «Спартак - чемпион»: два удара - пауза - три удара) и предлагаете ребенку повторить за Вами. Очень важно, чтобы на первых порах ребенок видел Ваши руки, так ему будет легче справиться с заданием.

«Мой голос - мой инструмент»
Учитесь слушать, слышать и воспроизводить звуки, слоги и слова. Предложите ребенку произнести какой-либо звук, слог или слово сначала громко, потом тихо, сначала протяжно, потом отрывисто. Можно поиграть в любимую сказку, поочередно на разные лады, говоря за действующих лиц.

Предложите ребенку рассказать стихотворение, одновременно хлопая в ладоши - на каждый слог (включая предлоги), только на ударные слоги, со сменой руки (или, как вариант, если ритм отстукивается ногой, то ноги), на каждое новое слово.

«Игры со словами»
Речевое общение не ставит перед ребенком необходимости звукового анализа слова, тем не менее, это умение необходимо для чтения и письма. Освоить его совсем несложно - при помощи определенных упражнений даже младшие дошкольники очень быстро учатся выделять звуки, с которых слово начиналось и которым заканчивалось. Для этого нужно просто выделять интонацией тот звук, который и нужно определить: «м-м-м-молоко», «морс-с-с-с». Освоив это, уже в пять-шесть лет ребенок сможет назвать не только первый и последний, но все звуки слова и впоследствии не сделает глупых ошибок-описок вроде «слан» - «слон».

«Поймай звук»
Предложите ребенку отправиться на охоту. «Дичью» будет определенный звук, услышав который в произнесенном Вами слове, ребенок должен хлопнуть в ладоши. Например, звук «с» и слова «ворона», «собака», «коза», «колбаса».

«Фокусник»
Вы задаете звук, а ребенок, как фокусник, должен «вытащить из шляпы» - то есть произнести - слова, где этот звук есть. Как более сложный вариант, Вы задаете ту позицию, где должен звук находиться - в начале, середине или конце.

«Выбери слово»
Прочитайте стихотворение, предложив ребенку из четырех близких по звучанию слов выбрать то единственное, которое необходимо по смыслу:
Что скатали мы зимой?.. (дом, ком, гном, сом)
Что построили с тобой?.. (дом, ком, гном, сом)
На крючок в реке попал?.. (дом, ком, гном, сом)
Может всё, хоть ростом мал?.. (дом, ком, гном, сом).

«Светофор»
Дайте ребенку два кружка – красный и зеленый, который он должен поднимать, когда слышит правильно (зеленый кружок) или неправильное (соответственно, красный) произнесенное название того, что изображено на картинке. Затем покажите картинку и громко, медленно, четко произносите звукосочетания:
БАМАМ - АЛЬПОМ
ПАНАН - АБЛЁМ
БАНАН - АЛЬМОМ
БАНАМ - АЛЬБОМ

«Кто лишний?»
Вы произносите несколько слов, которые за исключением одного сходны по звуковому составу. Ребенок должен услышать и назвать лишнее: мак - бак - так - башмак, сыр - сор - бор - прибор и т.д.

«Бусины»
Вы называете по очереди звуки-бусины, из которых, собрав их в том порядке, как они прозвучали, ребенок должен собрать слово. Очень полезен и обратный процесс: Вы произносите слово, а ребенок, в свою очередь, называет звуки в той последовательности, в которой они в этом слове стоят.

«Отгадай звук»
Загадайте звук и произнесите три-четыре слова, в каждом из которых этот звук есть, например, звук с: «сыр», «коса», «осина» - и предложите ребенку угадать, какой именно звук Вы загадали. Потом поменяйтесь ролями.

«Звуковые цепочки»
Все играли в города, поэтому правила следующей игры ни для кого не составят труда: Вы с ребенком по очереди называете слова, каждое из которых начинается с той буквы, которой закончилось предыдущее. Постепенно игру можно и нужно усложнять, предлагая ребенку называть слово, которое начнется с третьей буквы слова «корова».

«Шутки – минутки»
Играть можно всегда и везде, даже во время такого любимого всеми детьми занятия, как чтение. Читая ребенку стихи, намеренно заменяйте буквы в словах. Задача ребенка - услышать и исправить ошибку.


Источник: http://www.mamuski.ru/
https://activityedu.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий