Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков [Р], [Р'] – это комплекс упражнений для подготовки органов артикуляции (языка, губ, щек, мягкого неба) к постановке сонорных звуков [Р], [Р'].
Самыми частыми обращениями родителей к учителю-дефектологу являются дефекты произношения звуков [Р], [Р']. В норме эти звуки появляются к пяти годам, к тому возрасту, когда родители уже задумываются о подготовке ребенка к школе. И беспокойство их обосновано, так как все ошибки в звукопроизношении переносятся на ошибки в чтении и письме.
Техника выполнения упражнений:
Случается, что правильное, регулярное и долгосрочное выполнение упражнений (1-2 месяца) помогает преодолеть дефекты произношения без дополнительных манипуляций, то есть непосредственно постановки звуков.
Начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно.
Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
Каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд.
Артикуляционную гимнастику следует выполнять до тех пор пока ребенок не станет произносить звуки [Р], [Р'] правильно.
Рекомендуется данные упражнения проводить и на этапе автоматизации звуков, как разминку перед речевым материалом.
«Лягушка»
- улыбнуться, улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы;
- удержать 5-10 секунд. Повторить 5-8 раз).
«Змейка»
- открыть рот;
- узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот;
- не прикасаться к губам и зубам.
«Часики»
- улыбнуться, открыть рот;
- кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой;
- нижняя челюсть неподвижна.
«Чашечка»
- открыть рот;
- широкий расслабленный язык поднять к верхней губе;
- прогнуть среднюю часть языка , загнув кверху боковые края.
«Вкусное варенье»
- улыбнуться, рот открыть;
- медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;
- нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
«Маляр»
- приоткрыть рот;
- широким кончиком языка, как кисточкой маляра, проводить от верхних резцов до мягкого неба, производя движение вперед-назад.
«Индюк»
- рот открыть; широким кончиком языка проводить по верхней губе вперед-назад, не отрывая языка.
- При этом произносить БЛ-БЛ-БЛ….Нижняя челюсть неподвижна!!!
«Лошадка»
- присосать язык к небу, растягивая подъязычную связку;
- щелкать языком медленно и сильно;
«Грибок»
- улыбнуться;
- присосать широкий язык к нёбу, растягивая подъязычную связку;
«Гармошка»
- улыбнуться;сделать «грибочек» (т. е. присосать широкий язык к нёбу);не отрывая язык, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).
«Дятел»
- улыбнуться;открыть рот;
- кончик языка за верхними зубами и стучать языком: «Д-Д-Д…».
⇓ Здесь ⇓
Артикуляционный уклад звуков [Р], [Р']
Артикуляционный уклад звуков [Р], [Р']
Источник: https://logoped-online.by/
Комментариев нет:
Отправить комментарий