понедельник, 17 мая 2021 г.

Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков [Р], [Р']

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков [Р], [Р'] – это комплекс упражнений для подготовки органов артикуляции (языка, губ, щек, мягкого неба) к постановке сонорных звуков [Р], [Р']. 

Самыми частыми обращениями родителей к учителю-дефектологу являются дефекты произношения звуков [Р], [Р']. В норме эти звуки появляются к пяти годам, к тому возрасту, когда родители уже задумываются о подготовке ребенка к школе. И беспокойство их обосновано, так как все ошибки в звукопроизношении переносятся на ошибки в чтении и письме.

Техника выполнения упражнений: 
Случается, что правильное, регулярное и долгосрочное выполнение упражнений (1-2 месяца) помогает преодолеть дефекты произношения без дополнительных манипуляций, то есть непосредственно постановки звуков. 

Начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. 

Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 

Каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд. 

Артикуляционную гимнастику следует выполнять до тех пор пока ребенок не станет произносить звуки [Р], [Р'] правильно. 

Рекомендуется данные упражнения проводить и на этапе автоматизации звуков, как разминку перед речевым материалом.


«Лягушка» 
  • улыбнуться, улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы; 
  • удержать 5-10 секунд. Повторить 5-8 раз). 
Артикуляционное упражнение "Лягушка"


«Змейка»
  • открыть рот; 
  • узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот; 
  • не прикасаться к губам и зубам.
Артикуляционное упражнение "Змейка"


«Часики»
  • улыбнуться, открыть рот;
  • кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой;
  • нижняя челюсть неподвижна.
Артикуляционное упражнение "Часики"


«Чашечка» 
  • открыть рот; 
  • широкий расслабленный язык поднять к верхней губе; 
  • прогнуть среднюю часть языка , загнув кверху боковые края.
Артикуляционное упражнение "Чашечка"


«Вкусное варенье»
  • улыбнуться, рот открыть; 
  • медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;
  • нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
Артикуляционное упражнение "Вкусное варенье"


«Маляр»
  • приоткрыть рот; 
  • широким кончиком языка, как кисточкой маляра, проводить от верхних резцов до мягкого неба, производя движение вперед-назад.
Артикуляционное упражнение "Маляр"


«Индюк» 
  • рот открыть; широким кончиком языка проводить по верхней губе вперед-назад, не отрывая языка. 
  • При этом произносить БЛ-БЛ-БЛ….Нижняя челюсть неподвижна!!!
Артикуляционное упражнение "Индюк"


«Лошадка» 
  • присосать язык к небу, растягивая подъязычную связку; 
  • щелкать языком медленно и сильно;
Артикуляционное упражнение "Лошадка"


«Грибок» 
  • улыбнуться; 
  • присосать широкий язык к нёбу, растягивая подъязычную связку;
Артикуляционное упражнение "Грибок"


«Гармошка» 
  • улыбнуться;сделать «грибочек» (т. е. присосать широкий язык к нёбу);не отрывая язык, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).
Артикуляционное упражнение "Гармошка"


«Дятел»
  • улыбнуться;открыть рот;
  • кончик языка за верхними зубами и стучать языком: «Д-Д-Д…».
Артикуляционное упражнение "Дятел"




Источник: https://logoped-online.by/







Комментариев нет:

Отправить комментарий